ГЕНДЕРНЫЙ РАЗРЫВ В НАУКЕ: ЧТО ПОКАЖЕТ ПЕРЕПИСЬ?
Среди докторов наук мужчин в два раза больше, чем женщин. В чем причина «научного неравенства», сохранится ли оно в ближайшее десятилетие и сколько всего в России ученых? Об этом рассказываем 8 февраля - в День российской науки.
День российской науки отмечается с 1999 года. Восьмое февраля выбрано в качестве памятной даты неслучайно: в этот день (28 января по старому стилю) 1724 года вышел указ правительствующего сената об учреждении Российской академии наук и Академического университета.
По результатам последней Всероссийской переписи населения 2010 года, в России насчитывалось 596 тысяч кандидатов наук и 124 тысячи докторов наук. Причем чем выше было звание, тем сильнее гендерный разрыв. Если среди кандидатов наук женщин было 265 тысяч, или 44%, то среди докторов наук - 41 тысяча, 33%.
В Республике Коми на момент переписи 2010 года было зафиксировано 1450 кандидатов наук и 236 докторов наук. Гендерные различия среди докторов наук у нас в регионе схожи с общероссийскими - мужчин было 65%, женщин - соответственно 35%. А вот среди кандидатов наук в республике больше было женщин - 52%.
Дисбаланс во многом объясняется объективными причинами. Аспирант, который становится кандидатом наук, еще молод, не обременен большим хозяйством. В дальнейшем не все готовы совмещать семейную жизнь и науку, что, вероятно, больше относится к женщинам. Это одна из причин гендерного дисбаланса. Вторая состоит в том, что в технических и гуманитарных науках разнятся сроки работы над диссертациями. Т.е. для того, чтобы вырастить доктора наук - гуманитария - а именно в этих отраслях больше женщин - нужно времени больше, чем «технаря».
Впервые вопрос о наличии ученой степени был включен в раздел «Образование» во время переписи 2010 года. Сведения об образовании, включая ученые степени, важны не сами по себе, а как источник данных для построения моделей развития экономики и демографических прогнозов. Также без этих показателей невозможно оценить уровень жизни населения на каждой территории и привлекательность локации для тех или иных проектов.
На основе таких данных можно оценить качество трудовых ресурсов региона, особенно если идет речь о размещении наукоемких производств или исследовательских центров. Во взаимосвязи с другими показателями, в том числе, показателями дохода, распределение "мозгов" дает понимание, насколько эффективны система подготовки кадров высшей квалификации и их последующее использование.
Дополнительные гендерные и возрастные сведения могут быть использованы для оценки привлекательности науки и сферы исследований и разработок как карьерной траектории юношей и девушек, что, в свою очередь, может помочь в решении проблемы «старения» науки.
С 1990 годов и далее в течение пары десятков лет российская наука не рассматривалась молодёжью как привлекательное направление для трудоустройства. Отсюда и дефицит идей, и дефицит кадров, и проблемы с администрированием и организацией хозяйственной деятельности научных организаций. Если вузы с 2010 годов работали над формированием стратегий повышения конкурентоспособности и повышением эффективности своей деятельности, то для научных организаций эта работа началась сравнительно недавно.
Объективно оценить динамику развития научного сообщества за последнее десятилетие позволит предстоящая в 2021 году Всероссийская перепись населения.